Детский образцовый коллектив

Ансамбль народного танца "Шаян"

Республика Татарстан, г. Менделеевск.
Руководитель ансамбля
Насифуллина Накия Шамильевна

Руководитель

Насифуллина Накия Шамильевна руковолитель ансамбля Шаян

Насифуллина Накия Шамильевна, заслуженный работник культуры Республики Татарстан. Руководит ансамблем "Шаян" более 35 лет...


Наши новости

[08.11.2015] Гран-При и денежный приз в копилке нашего «Шаян»

4 ноября  в  Татарском  академическом государственном  театре  оперы и балета  им. М. Джалиля  в рамках празднования Дня народного  единства,   был проведен  гала-концерт Республиканского этнокультурного фестиваля  «Наш  дом – Татарстан» с участием Президента  Республики Татарстан  Р. Н. Минниханова.

[07.10.2015] Шаян - победитель Республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом — Татарстан»

6 октября 2015 г. в Доме Дружбы «Родник»  г. Набережные Челны состоялся 2-й зональный тур Республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом — Татарстан». В зональном туре приняли участие исполнители и коллективы из г. Набережных Челнов, Тукаевского, г. Нижнекамска, Нижнекамского, Заинского, Елабужского, Менделеевского, Агрызского районов.

[18.08.2014] С победой из Болгарии

В минувший четверг, известный и любимый всеми менделеевцами образцовый ансамбль народного танца "Шаян", вернулся с победой на конкурсе-фестивале детского творчества "Розы Обзора" проходившего в солнечной Болгарии.

[16.12.2013] "Шаян" на конкурсе-фестивале «Когда мы вместе».

С пятого по восьмое декабря в г. Набережные Челны в рамках Международного проекта состоялся конкурс-фестиваль «Когда мы вместе».

Мы - Шаяновцы!

Учебный процесс

При поддержке

 

Фотомоменты

 

  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%
  • %name%

Главная / История создания "Шаяна"/От "Веселухи" до "Шаяна"

"Веселуха" на сцене ДК им. С. ГассараВ 1972 году в статусе молодого специалиста Накия начала трудовую биографию в Доме культуры с. Бизяки, тогда ещё Елабужского района. Под руководством молодого хореографа танцевала все бизякинские школьники, и уже в 1973 году её коллектив занял 1 место на районном смотре в г. Елабуга. С середины 1974 года Накия перешла в менделеевский дом культуры, а после его закрытия в 1976 году поступила на работу в тарный цех химзавода им. Л. Я. Карпова.

С этого момента творческая биография Накии Шамильевны слилась со славной историей художественной самодеятельности химзавода им. Л. Я. Карпова. До прихода Накии коллектив тарного цеха в заводских смотрах художественной самодеятельности участие не принимал. У большинства рабочих – семьи, дети, неженатой молодёжи мало, да и работа здесь не из лёгких. Но Накия не хотела мириться с таким положением дела и взялась за организацию художественной самодеятельности в цехе. Начиналось всё с нуля.

В красный уголок рабочие ходили в обеденный перерыв пить чай, иногда там проводились собрания, небольшая комната со сценой по её инициативе преобразилась: сделали ремонт, появились плакаты, цветы, стало уютно, всё чаще и чаще слышалась музыка. Накия выявила способных молодых людей и предложила танцевать. Понемногу увлеклись и стали готовиться к заводскому смотру. И сразу сенсация! Танцевальная группа маленького вспомогательного цеха впервые на заводском смотре заняла призовое место! У истоков ансамбля стояли 4 пары: Узлова Галина – Рамазанов Ринат, Балобанова Анна – Мухаметзянов Камиль, Пермякова Людмила – Никитин Николай, Исаева Галина – Зиятдинов Геннадий.

«Через тернии к звёздам…». Именно май 1976 года стал стартовой датой рождения ансамбля под руководством Накии Шамильевны Насифуллиной.

В те годы в культурной жизни Менделеевска главным событием года были смотры - концерты художественной самодеятельности цеховых коллективов, которые пользовались огромной популярностью у жителей города. Поэтому и требования к участию в них были строгие, а подготовка к ним в цехах велась долго и основательно.

Самодеятельные артисты освобождались от работы для репетиций и участия в концертах, их заменяли товарищи, которым приходилось давать по 2-3 нормы, чтобы цех не отставал по производственным показателям. Каждый начальник цеха хотел иметь художественную самодеятельность, способную занимать призовые места, поэтому желающих перетянуть к себе такого специалиста, как молодая, задорная Накия было много. Но удалось это сделать талантливому руководителю, любящему искусство, начальнику цеха хлористого бария Хабибуллину Мансуру Гаязовичу, ныне покойному. Вспоминает сама Накия Шамильевна: «Он уговорил всех моих танцоров перейти к нему в цех, где нам предоставили все условия для репетиций: освободили площадку в мужской раздевалке, дали баяниста Н.П. Кузнецова, на время с основной работы сняли 16 человек для подготовки к смотру. Мансур Гаязович сам строго следил за ходом репетиций. Я в цех приносила своих ещё грудных детей, в декрете сидеть было некогда. Тут же мы танцуем, тут же вокально-инструментальный ансамбль «Орион» дудит, тут же ребёнок мой спит. Так и росли мои дети.

Цех хлористого бария в те годы считался самым тяжёлым, загазованным. Без привычки часто болела голова. Зато заниматься здесь самодеятельными артистами было больше возможности, да и молодёжи много. Начальник цеха Мансур Гаязович Хабибуллин, очень сильный и инициативный руководитель, сам пел в хоре, ездил в Казань заказывать для артистов костюмы».

Накия сама придумывала все танцы. Фантазиям Накии Шамильевны нет предела. С годами цеховой ансамбль стал заводским. А своё название «Веселуха» получил в 1982 году от задорного белорусского танца, в котором девчонки выпрыгивали из фанерных окон прямо на руки ребят. Танец был очень весёлым, зажигательным и кто-то сказал: «Пусть ансамбль называется «Веселуха»!». Так и пошло. С большим успехом выступал ансамбль «Веселуха» на смотрах и конкурсах в Елабуге, Казани. В составе молодого танцевального ансамбля, встающего на большой творческий путь, были уже танцоры тарного цеха, цеха хлористого бария и других цехов.

Все 8 лет работы Накии в цехе хлористого бария коллектив занимал первые места в заводских смотрах. Вот что писала многотиражка «Заводская трибуна»: «Жюри отметило большую работу, проведённую руководителем цеховой самодеятельности Накии Фаразутдиновой… Зал театра «Коммуны» не смог вместить всех желающих посмотреть концерт цеха хлористого бария. И не случайно – коллектив давно снискал горячую симпатию заводчан. Не мало сил и выдумки вложила в подготовку к смотру руководитель коллектива Накия Фаразутдинова.». Неизменным успехом у зрителей пользовались танцы самодеятельных артистов с красивыми и зажигательными названиями "«Веселуха"», "Аулак өй», «Марийский танец», «У колодца». Прошло уже много лет, а по воспоминаниям очевидцев композиция «Свадьба» всё ещё перед глазами: на сцене театра «Коммуна» разукрашенные сани, дуга с колокольчиками, в свадебных нарядах жених и невеста, а в роли невесты сама красавица Накия, многочисленные гости с подарками, сыплется конфетный дождь, поют и пляшут девушки и парни. Две свахи соревнуются, кто лучше споёт частушки. Этот танец – композиция очень полюбился всем зрителям.

В 1985 году Накия Шамильевна перешла на работу во Дворец спорта. Здесь она работала над обновлением репертуара и состава ансамбля. В популярный коллектив стали приходить не только заводчане, но и работники других предприятий города. Вскоре в коллектив ансамбля влились талантливые танцоры Леонид Бодрин и Рамиль Ганиев, который в дальнейшем стал репетитором мужской группы ансамбля и одним из ведущих танцоров «Веселухи».

"Веселуха" - среди исполнителей -  Накия Шамильевна

4 ноября 1987 года в г.Менделеевск произошло знаменательное событие – вступил в строй долгожданный дворец культуры им. С. Гассара. С первых дней его открытия Накия Шамильевна перешла туда работать.

Началась новая эра в жизни уже сложившегося коллектива. Заводской ансамбль стал общегородским. «Веселуха» – лауреат районных, зональных и республиканских конкурсов и фестивалей народного творчества, лауреат третьего Всесоюзного фестиваля народного творчества, лауреат фестиваля народного творчества «Между Волгой и Доном».

В золотой фонд ансамбля «Веселуха» вошли танцы и танцевальные композиции «Сенокос», «Бондюг кызлары», «Марийские топотушки», «Цыганский танец», «Еврейский танец», «Лявониха», «Чехарда» (татарский танец).

10 мая 1988 года «Веселуха» защитила звание «народного коллектива». В составе ансамбля тогда танцевали Миронова Любовь, Кривелёва Наталья, Матвеева Лилия, Мессеева Раиса, Иванова Надежда, Плотников Евгений, Сибгатуллин Риваль, Уткин Вячеслав, Мухаметзянов Камиль, Рамазанов Рифат, Асылмарданов Рафаэль. Позднее подтверждали звание «народного коллектива» ещё и Грудцов Сергей, Шарифуллин Рустам, Шаихов Рустам, Разживина Полина, Габдрахманова Сария, Улько Лира, Дашкина Клара, Гайфуллина Резеда. За годы его существования не одно поколение исполнителей выросло на танцах Накии Шамильевны. Тогда же настала необходимость создания детского танцевального коллектива, продолжателя традиций сложившегося народного коллектива. В 1987 году создалась первая детская группа студия – спутник «Веселухи» под названием "Шаян".
 


Версия для печати

;} ?>